Quote (Gr_leo)
Margo_rita я никогда ни на кого не обижаюсь... Тебе большое спасибо... Я очень и очень рад общению с такими людьми...
собственно, не за что меня благодарить... или это в некотором роде комплимент?
Revenons a nos moutons... т.е. вернемся к нашим баранам... (французская пословица из эпохи Средних Веков)...
Собственно, к Вольтеру...
Как я и говорила, начнем с эпохи… Вообще я обожаю предмет “История зарубежной литературы эпохи Просвещения”…
Просвещение - идейное движение XVIII века, охватило страны с более-менее развитой экономикой, где значительную роль играла буржуазия… окончательный бой буржуазии с феодализмом, который и был побежден… развивается наука, промышленность, торговля…критика против церкви, против аристократии как паразитирующего класса, против династической монархии… было много идей… всех и не перечислить… например, идея разумного монарха – философа, который реформировал бы общество “сверху” (изменение общества мирным путем)… обязательной провозглашалось равенство всех от рождения независимо от слоя общества (Французская буржуазная революция конца XVIII века – девиз “ Liberte, Egalite, Fraternite”, принята Декларация “О правах человека”)…
Эпоха развития естественных наук… поднимаются вопросы места человека в природе и природы человека, отсюда проблема добра и зла…
Теперь перейдем к Французскому Просвещению…
В творчестве и в самой жизни Francois-Marie Arouet, вошедшего в историю под именем Voltaire, ярче всего воплотились характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля. Именно поэтому его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому умственному течению европейского масштаба (“вольтерьянству”), хотя многие из его современников существенно опередили его в области философских, политических и социальных идей...
Юность Вольтера протекала в аристократических литературных кружках, оппозиционно настроенных по отношению к официальному режиму. Там он прошел первую школу вольнодумства и сумел обратить на себя внимание остроумием, изяществом и дерзостью своих стихов. Литературный успех стоил ему кратковременного заключения в Бастилию — его сочли автором памфлета на регента Филиппа Орлеанского. После освобождения, осенью 1718 г. в театре Французской Комедии была представлена его трагедия “Эдип”, на афише которой впервые появился литературный псевдоним “Вольтер”…
Литературная работа Вольтера в 1726 г. была прервана новым арестом — на этот раз в результате ссоры с надменным аристократом кавалером де Роган, который приказал своим лакеям избить Вольтера палками. Этот демонстративный жест аристократа по отношению к буржуа и позиция невмешательства, занятая знатными друзьями Вольтера, дали ему ясно почувствовать свою неполноправность перед лицом сословных привилегий…. Противник Вольтера, воспользовавшись семейными связями, упрятал его в Бастилию. Выйдя из заключения, Вольтер по совету друзей уехал в Англию, где пробыл около двух лет. Знакомство с политической, общественной и духовной жизнью Англии имело огромное значение для мировоззрения и творчества Вольтера. Свои впечатления он отразил в компактной, публицистически заостренной форме в “Философских (или Английских) письмах”.
Относительно религии… по своим философским взглядам Вольтер был деистом... Он отрицал бессмертие и нематериальность души, решительно отвергал учение Декарта о «врожденных идеях», противопоставляя ему эмпирическую философию Локка (я думаю Вы знакомы). В вопросе о Боге и об акте творения Вольтер занимал позиции сдержанного агностика. В “Трактате о метафизике” он привел ряд доводов “за” и “против” существования Бога, пришел к выводу о несостоятельности тех и других, но уклонился от окончательного решения этого вопроса. К любым официальным вероучениям он относился резко отрицательно, религиозные догмы и обряды высмеивал как несовместимые с разумом и здравым смыслом (особенно в “Объясненной Библии” и “Философском словаре”), однако считал, что критику религии может позволить себе только просвещенная элита, между тем как простой народ нуждается в религиозном учении как сдерживающем нравственном начале (“Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать”). Разумеется, такую религию он мыслил себе свободной от принуждения, нетерпимости и фанатизма. В этом двояком подходе к религии сказался присущий Вольтеру “аристократизм” мышления, проявившийся и в его социальных воззрениях: выступая против нищеты, он, тем не менее, считал необходимым разделение общества на бедных и богатых, в котором видел стимул прогресса (“Иначе кто стал бы мостить дороги?”)... В ряде философских вопросов взгляды Вольтера потом заметно эволюционировали…
И последнее, относительно раннего эпического творчества… Вольтер начал в стиле классической эпопеи, которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн — на самом деле бывшая, вместо богов — аллегорические образы — понятия: любви, ревности, фанатизма (из “Essai sur la poesie epique”)… Продолжая стиль героической эпопеи в “Поэме о битве при Фонтенуа”, прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в “Орлеанской девственнице” (La Pucelle d’Orleans), едко высмеивающей весь средневековый мир феодально-поповской Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно от героической поэмы к поэме дидактической, к “рассуждению в стихах” (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии (“Письмо о философии Ньютона”, “Рассуждение в стихах о человеке”, “Естественный закон”, “Поэма о лиссабонской катастрофе”)...